Среда, 12.08.2020, 17:55
Приветствую Вас Гость | RSS

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

города Морозовска Ростовской области

Меню сайта
Форма входа
Главная » 2015 » Август » 31 » К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
08:58
К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

               К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

                                                                                             Г.Морозовск МБОУ СОШ№3, Алексеева А.А.

 

 

В ЭТОМ ГОДУ НАША СТРАНА ОТМЕЧАЛА 70-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.В ПРЕДВЕРИИ ЭТО ПРАЗДНИКА В НАШЕЙ ШКОЛЕ ПРОХОДИЛИ ВСТРЕЧИ С ВЕТЕРАНАМИ,ЭКСКУРСИИ В МУЗЕЙ,ОТКРЫТЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НА КОТОРЫХ РЕБЯТА СЛУШАЛИ РАССКАЗЫ ВЕТЕРАНОВ  О ГОДАХ ВОЙНЫ ,ОБ ОДНОПОЛЧАНАХ,НЕ ПРИЩЕДШИХ С ВОЙНЫ  И О ТЕХ,КТО ПРОЙДЯ ВСЮ ВОЙНУ,ВЕРНУЛСЯ В РОДНОЙ ГОРОД И ВОССТАНАВЛИВАЛ ЕГО ПОСЛЕ АККУПАЦИИ ВРАГА.НА ОДНОЙ ИЗ ТАКИХ ВСТРЕЧ УЧЕНИКИ  6 В КЛАССА ЗАОЧНО ПОЗНАКОМИЛИСЬ  С ВЕТЕРАНОМ ВОЙНЫ, БЫВШЕМ УЧИТЕЛЕМ И ДИРЕКТОРОМ  НАШЕЙ ШКОЛЫ   ДИДЕНКО В.В.

 

 

Представляю вашему вниманию материал урока знакомства с ветераном войны Диденко В.В.

«Не зная прошлого,

невозможно понять

подлинный смысл настоящего

и цели будущего».

М. Горький

 

В сентябре 2009 года наша школа отмечала 70-летний юбилей. На стендах, показанных гостям, была представлена история нашей школы от истоков ее создания и до сегодняшних дней.

Одним из директоров нашей школы, который проработал на педагогическом поприще 23 года, был В.В. Диденко-участник Сталинградского сражения. Меня заинтересовала информация, представленная на музейных стендах, и я, в свободное время, стала изучать музейный архив школы.

Цель моей работы: В предверии 65-годовщины  Великой Отечественной войны рассказать об участнике Сталинградского сражения В.В. Диденко (1921-2004гг).

Передо мной стояли задачи:

1)Собрать информацию о Владимире Васильевиче Диденко

2)Изучить и систематизировать материал школьного музея

3)Взять интервью у родных, близких, бывших учеников

4)Сделать подбор фотоматериалов

Выполняя данную работу, я использовала материал личного архива семьи В.В.Диденко, воспоминания его жены, воспоминания учителей-современников, воспоминания бывших учеников, историко-краеведческий очерк "Морозовск" В.С.Моложавенко.

 

 

1. Люди-судьбы, годы-поколения

Люди-судьбы, годы-поколения. Как много стоит за этими словами. Задумываясь, я спрашиваю себя: "А что нужно, чтобы судьба  человека-исторической личности, осталась в сердцах каждого?" Невольно напрашивается ответ: "Память! Память о тех, кто воевал, защищал Родину, одержал победу, вернулся и отдал все оставшиеся силы на восстановление родного города. В этих рядах был В.В.Диденко – учитель физики и бывший директор нашей школы. К сожалению, его уже нет в живых, но память не подвластна времени. Из поколения в поколение передаются воспоминания людей, отстоявших Победу, среди которых звучит имя Владимира Васильевича.

(Приложение. Рис. №1).

В.В.Диденко родился 17 июня в 1921 году в крестьянской семье, проживал в селе Куликовка Черниговской области. В 1927 году его семья переехала на жительство в хутор Урюпин Морозовского района, где в этом же году он стал учиться в школе. В 1934 году семья переехала жить в город Морозовск. В 1938 году он окончил среднюю школу №1 им. Луначарского, с педагогическим уклоном и в этом же году стал учителем Старо-Петровской начальной школы Морозовского района. В 1939 году поступил в Ростовский Пединститут, где и учился до начала Великой Отечественной войны… С 14 сентября  1942г участник обороны города Сталинграда. 3 декабря 1942г был тяжело ранен и контужен. С 12 июля 1943 г участник сражения на Курской дуге, у села Прохоровка. Вернувшись домой, с октября 1944г. работал заведующим Парткабинетом Селивановского РК КПСС. С декабря 1944г. заведующий отделом пропаганды и агитации по сентябрь 1946г. С ноября 1946г по июль 1955г учитель физики СШ №2 им. Ворошилова. С 1955г по июль 1978г директор и учитель физики СШ №3 имени Макаренко (Приложение.Рис.№2)

 

2. Военный путь  Диденко Владимира Васильевича

Да, сложные, трудные годы пришлись на судьбы наших дедов и прадедов. (декабрь 1942-январь 1943).Сколько нужно было сил, терпения,  чтобы выстоять и победить!

На долю Владимира Васильевича, как и на долю других людей, выпали  суровые годы Великой Отечественной войны. Летом 1942 года эвакуированное 2-е Ростовское Артиллерийское училище, где проходил подготовку Диденко Владимир Васильевич, располагалось в лагерях у станции Прудбой, в 60км от Сталинграда. В эту пору гитлеровская армия имела преимущество в боях, это был самый трудный период для Красной Армии и всей страны.

(Приложение. Рис.№3, 4)

В августе Диденко Владимир Васильевич попал в состав батареи  42 полка 13 гвардейской стрелковой дивизии генерала Родимцева, располагавшейся в лесах за Волгой, у хутора Николаева. Город Сталинград в это время полностью был захвачен немцами, оставалась небольшая полоска земли у берега Волги , к которой рвался враг.

Владимир Васильевич вспоминает:

«…Ночью, 14 сентября, нас маршем на автомобилях перебросили к переправе на южной окраине села Красная Слобода, и сходу пошла погрузка на баржи. Небольшие катера малой скоростью буксировали баржи наискось против течения к правому берегу реки. Это были минуты кошмара, беспомощности, когда нас расстреливали немцы из всех видов оружия, осветив ракетами с высокого правого берега. Высадившись в районе "Мельницы" и "Дома Павлова", мы вручную подняли пушки на 20-метровую высоту берега, а затем на второй этаж дома НКВД.

Утром мы начали обстрел элеватора, Госбанка и других объектов. Но гитлеровцы, обнаружив нас, бросили много авиации и стали беспрерывно бомбить, загнав нас после потери трёх пушек в подвал дома. После потери техники нас, батарейцев, передали в распоряжение штаба дивизии для отражения частых атак гитлеровцев, пытавшихся всеми силами оттолкнуть наших солдат к воде.

3 декабря генерал Родимцев приказал нам взять сильно укреплённые узлы немцев в "Доме специалистов", из  которого враг вёл секторный обстрел нашего переднего края и Волги…»

Броском,  используя дымовые гранаты,  Владимир Васильевич и другие бойцы-батарейцы преодолели смертоносные 40 метров, и проникли в здание школы. Они застали немцев за завтраком. Батарейцы захватили замурованную пушку, пулемёт и знамя-штандарт. Трудно пришлось нашим бойцам. Владимир Васильевич Диденко был ранен осколком в голову, потерял слух. Лечился в госпитале. (Приложение. Рис.№5)

Навсегда памятным для В.В.Диденко остался день 2 февраля, когда колонны вражеских солдат стали сдаваться в плен. Настал праздник для всех советских людей. Освобождение Сталинграда от фашистских захватчиков было важной вехой в Великой Победе, за которым последовало освобождение его родных мест.

«…Освобождение города Морозовска и Морозовского района от фашистов было неразрывно связано с боями по окружению и ликвидации Сталинградской группировки немецко-фашистских захватчиков, а также с ликвидацией попытки гитлеровского командования деблокировать группировку Паулюса. Бои за Морозовск начались еще 24 декабря 1942 года. Фашисты пытались любой ценой задержать наше наступление, подбрасывая с тыла свежие резервы, но остановить наступление, не смогли…

На рассвете 5 января  в город Морозовск ворвались батальоны 346 стрелковой дивизии генерал-майора Д.И. Станкевского…»[1]

3. Педагогическая деятельность Диденко Владимира Васильевича

С 1 сентября 1955 года школу возглавил участник Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, учитель физики Диденко Владимир Васильевич и 24 года руководил педагогическим коллективом и коллективом учащихся. Много ему пришлось сделать, чтобы детям было уютно и комфортно, чтобы коллектив в школе работал слаженно. Учитель истории А.Ф. Фролов вспоминал: «При непосредственном участии Владимира Васильевича первыми в районе были построены здание начальной школы и школьные мастерские. Но здание школы было небольшим, поэтому учились в две смены». (Приложение. Рис. № 6, 7)

5 марта 1958 года средней школе № 5 было присвоено имя А.С. Макаренко. В 1964 года школа стала средней политехнической. С 1964 года школа стала базовой по подготовке специалистов: водителей автотранспортных средств категории «С», автослесарей, швей III класса.

Стараясь идти в ногу со временем, Владимир Васильевич видел, что основное здание школы необходимо расширить, поэтому были пристроены 4 классные комнаты: (кабинеты физики, химии, биологии, иностранного языка), спортивный зал, автоклассы и автогаражи. Была установлена водонапорная башня, построена котельная. Из классов убрали печки. Коридоры и классные комнаты преобразились. В школе стало намного чище и уютнее.

Педколлектив, во главе с Диденко Владимиром Васильевичем, находился в постоянном творческом поиске. В работе использовались новейшие педагогические технологии. Кроме профессиональной подготовки школа уделяла большое внимание патриотическому воспитанию, туристско-краеведческой работе, возглавляли которую Перевозник Никон Дмитриевич, Хазиахметов Михаил Хасанович, Фролов Анатолий Федорович и завуч школы Устименко Петр Петрович.(Приложение. Рис. № 8, 9)

Патриотическое воспитание было всегда на первом месте: тимуровская помощь ветеранам войны и труда, постоянная связь с  людьми, награжденными высокими правительственными наградами, поисковая работа, участие в экспедициях по местам Боевой Славы, были положены во главу угла жизни детской и юношеской организаций. В этой деятельности учителя–участники Великой Отечественной войны были живым примером для ребят. Интересные рассказы Диденко Владимира Васильевича и Луценко Ивана Петровича о защите Сталинграда,  Петрова Михаила Григорьевича, дошедшего до Берлина, Перевозник Никона Дмитриевича, служившего на корабле Тихоокеанского флота, капитана Моложавенко Афанасия Васильевича, участвовавшего в освобождении Ростовской области, Украины, Устименко Петра Петровича, воевавшего с 1942 года и демобилизовавшегося в 1946 году воспитывали в детях чувство патриотизма.

В 1972 году у школы изменился номер: она стала средней школой № 3 имени А.С. Макаренко.

За все годы работы Владимир Васильевич Диденко создал тесную связь с руководителями подшефных предприятий: автохозяйства, СХТ, Ростовсельхозводстроя, ЛМС, МРБ, пищекомбината, стройконторы, элеватора. В школе был создан совет подшефных предприятий, который контролировал состояние дел в школе и по мере необходимости старался решать ее проблемные вопросы.

Система учебно-воспитательной работы в школе при Владимире Васильевиче была четко отработана. Учителя повышали свой квалификационный уровень, получая высшее образование.

Учительский коллектив постоянно заботился о своих воспитанниках, даря им свою доброту и любовь, знания, которыми владели сами наставники.

Патриотическое воспитание сыграло большую роль в становлении личности выпускника. Каждый избрал свою жизненную дорогу и многие юноши избрали необычную профессию «Родину защищать». Звание выпускника-макаренца наши выпускники носят с честью. Все традиции, уклад жизни школы, которые сложились при В.В. Диденко, живут и в наши дни.

(Приложение. Рис. №10, 11, 12)

4. Современники о В.В. Диденко

4.1. Училеля-современники. Чумаченко (Жужнева) Т.Т.(учитель истории, заведующая музеем Боевой и Трудовой славы) вспоминает:

«…Я выпускница 1968 года, помню В.В.Диденко, как своего учителя физики и директора школы. Это Человек с большой буквы. Скромность, интеллигентность, безграничная любовь к детям, знание своего предмета завораживало нас при встрече с ним. Он был кратким и точным в беседе с учащимися, всегда внимательным к детским неудачам. Но самое главное, он очень заботился о школьном уюте, о том, чтобы детям было комфортно в школе.

Мы знали, что Владимир Васильевич был участником Великой Отечественной войны, но он очень скромно говорил об этом. В День Победы он не надевал орденов и медалей, а носил только орденские планки. Это был настоящий учитель. Он уделял огромное внимание краеведческой работе в школе.

Так сложилась судьба, что мне пришлось и работать с Владимиром Васильевичем. В 1968 году, после окончания школы, я пришла в родную школу на должность старшей вожатой. Владимир Васильевич часто говорил: «…Учительский труд помогает человеку жить, дети поднимут с постели даже тяжелобольного…». Я помню, как  он учил меня работать, обращал внимание даже на то, как нужно было ходить по коридору во время урока. В своих беседах Владимир Васильевич вспоминал фронтовые годы. Со временем ранение и контузия все чаще напоминали о себе.

На пенсию он ушел по инвалидности, отработав 24 года директором школы, но даже тогда он не мог не прийти в школу по случаю. Его интересовало все: успехи учащихся, школы в целом. Он вел дневники, в которых отслеживал судьбы своих выпускников. А когда меня избрали директором школы, Владимир Васильевич постоянно учил меня, как организовать себя, как руководителя, на что в первую очередь обратить внимание.Я помню его, как человека любившего свою Родину, город, школу…»

Величко С.А.(учитель нач. классов) вспоминает:

«…В 1963 году я перешла работать в школу № 5(ныне № 3) им. Макаренко А.С. На пороге меня встретил высокий мужчина в строгом костюме. Это был директор-Владимир Васильевич Диденко.

Он обучал нас, молодых учителей, давал советы и посещал уроки, ни разу я не слышала, чтобы он повысил голос на учителя, на ученика…

Помню, был он у меня на уроке в первом классе, после  которого он попросил зайти к нему в кабинет и  спросил меня: «Что вы сделали не так?». Я зашла в тупик. Вроде всё было сделано правильно.

А у меня во время урока один ученик опоздал, и я о нем, поставив в угол, забыла. Владимир Васильевич мне сказал, что нельзя ставить ученика туда, где его совсем не видишь. Я это запомнила на всю свою жизнь. При любой возможности он нам напоминал: «Девчата, будьте построже с дисциплиной».

Его строгое, требовательное отношение к делу воспитывало нас сильнее слова. Он учил нас, молодых учителей, любить учеников и их родителей, учить всем: и своими знаниями, и поведением, и внешним видом.

Владимир Васильевич был творческим учителем. Еще тогда он придумал конкурс на лучший класс года. Победителей  награждали поездкой в города Боевой Славы: Краснодон, Волгоград, Ростов.

Учащиеся изучали и свой край. Весной и осенью ходили на экскурсии по местам Боевой Славы Морозовского района.

Часто приглашали мы Владимира Васильевича на классные часы, посвященные Дню Победы. Дети завороженно слушали повествование о боевом пути директора школы. Своими заслугами и наградами он никогда не хвастался, но мы знали, что он был участником Сталинградского сражения, битвы на Курской Дуге…

Он жил ради людей и старался сделать их жизнь лучше. Это был Учитель с большой буквы, он отдал всю свою жизнь детям. Я горжусь тем, что мне довелось работать с таким человеком…»

4.2. Ученики-современники. Величко (Суромина) Т.М.(бывшая ученица, а ныне учитель иностранного языка)

«…В 1972 году я поступила учиться в школу № 5 (сейчас  № 3). В памятный день -1 сентября мы, малыши, стояли нарядные с букетами цветов. Мне запомнилось выступление директора школы. Это был высокий, аккуратно одетый мужчина. Лицо его излучало доброту. Он говорило том, как важно для детей учиться и как он рад за нас, что мы пришли в школу. Искренность каждого слова этого человека трогала  до глубины души. Владимир Васильевич обладал каким-то внутренним магнетизмом.  Он умел зажечь людей и вести за собой. Мне, тогда первокласснице, он запомнился спокойным, добрым человеком, ходил по коридору медленно, с особым достоинством. Всегда был аккуратно одет в костюм, белую рубашку и галстук. Нам, младшим школьникам, он казался очень важным, и мы, останавливаясь, благоговейно прижимались к стене, когда директор шел по коридору. А когда Владимир Васильевич присутствовал на уроках в нашем классе, хотелось ответить очень хорошо, чтобы ему понравиться. Все замечания, которые делал директор, были тактичны и правильны. Очень памятными  для нас были встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, среди которых был и Владимир Васильевич, и тогда мы узнали, что Владимир Васильевич прошел всю войну, участвовал в Сталинградском сражении, получил ранение и вернулся с Победой! Для нас он стал Человеком-Героем…»

 

 

Кочетов В.Д. (бывший ученик, выпускник школы №3)

«…Для меня Владимир Васильевич был не только директором, но и учителем физики в 9-10 классах с 1978 по 1979год. Он знал физику сам отлично и нам прививал желание познать законы физики. На уроках он старался использовать практическую направленность. В отношении к ученикам он был очень строгим, но справедливым. Он любил детей. Будучи старшеклассниками, мы с ответственностью подходили к вопросу дежурства по школе. И самый первый кто приходил в школу – это был наш директор. В дождливую погоду он шел по улице в калошах, которые были одеты на туфли. Но зайдя в коридор школы, он наравне с учениками снимал калоши и шел по школе в чисто начищенных туфлях, держа в руках уличную обувь. Это стало для нас примером, мы не могли зайти в школу в грязной обуви.

Владимир Васильевич большое внимание уделял краеведческой работе. Я сам  4 раза был на турслетах, и Владимир Васильевич, в непринужденной беседе, отвечал на любые детские вопросы, но на тему «Войны» говорил очень редко. При Владимире Васильевиче был организован самый большой по численности детский хор(около 350 учеников). Ребята выступали не только в школе, но и на сцене Районного Дома Культуры.

Всю свою жизнь Владимир Васильевич посвятил детям. Он вел дневник, где записывал судьбы своих выпускников. И если  к нему в гости  приходили бывшие ученики, он открывал эту заветную тетрадь и вспоминал прошлое – учеников, коллег. Уже тогда я решил посвятить свою жизнь воспитанию подрастающего поколения…»

 

Заключение

Мы, нынешнее поколение, не должны забывать о прошлом. Прошлое нужно сохранить для будущего, ведь без прошлого нет настоящего, значит и не настанет будущее. Я согласна с мнением наших родителей, что сегодняшнее поколение недооценивает понятия «патриотизм», «нравственность». Работая с материалом школьного музея, я задумывалась о том, как бесценен музейный материал. Бесценен потому, что это останется навеки в нашей памяти.

К 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в Школьном Музее Боевой и Трудовой  славы уже оформлена новая часть экспозиции «История школы», где отдельной страницей проходит материал о Диденко Владимире Васильевиче в разделе «Учителя школы-участники Великой Отечественной войны».  Копии наградных удостоверений говорят о его пройденном военном и трудовом пути. У Владимира Васильевича нет военных фотографий, но это не главное. Мы будем знать его, как человека, любившего свою Родину, учеников, не щадившего своей жизни ради свободы своего народа.

 Сейчас нет с нами этого замечательного человека, но мы всегда будем помнить о нем. Он был и останется в наших сердцах Человеком, Личностью!

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Рис. 1 Диденко Владимир Васильевич – участник Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне, служил в армии Родимцева.

Директор средней школы № 3 с 1 сентября 1955 года по 1 июля 1979 года.

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Диденко В.В. (нижний ряд-второй слева) с коллективом учителей средней школы № 2. Работал с 1 сентября 1946 г. По июль 55 года, учителем физики.

 

Рис. 3 Награды В.В. Диденко.

Рис.4 Орденская книжка В.В. Диденко.

Рис. 5 Свидетельство участника Сталинградской битвы.

 

 

 

 

 

Рис. 6 Средняя школа № 5 им. А.С. Макаренко, в которой начал свою трудовую деятельность в должности директора Диденко В.В.

 

 

Рис. 7 Члены педагогического коллектива, с которыми начал работать В.В.Диденко.

 

Рис. 8 Большое значение в работе школы В.В. Диденко придавал патриотическому воспитанию. Награждение членов краеведческого кружка, выполнивших свою работу на «отлично».

 

 

 

 

Рис. 9 Встречи с интересными людьми были традиционными. После встречи с Андрюшкиным И.А., видевшим В. И. Ленина.

 

Рис. 10 Ученики В.В. Диденко были настоящими патриотами своей школы. Награждение отличников учёбы в конце учебного года.

 

 

Рис. 11 Награждение переходящим вымпелом футбольной команды, ставшей чемпионом района. Председатель Районного Комитета по физкультуре и спорту при РК КПСС Лобко Н.И. вручает вымпел В.В. Диденко.

 

 

Рис. 12 В.В. Диденко очень часто делился своими воспоминаниями с учениками и коллегами о Великой Отечественной войне.

 

 

[1] Историко-краеведческий очерк «Морозовск» В.С. Моложавенко 1981год. Стр. 58

Просмотров: 511 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
До ГИА осталось


Время
Поиск
Госуслуги
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Российское движение школьников (РДШ)
Сообщи о фактах коррупции
Детские и безопасные сайты Рунета
Календарь
«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Copyright MyCorp © 2020