Вариативность домашнего задания.
Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее, значение. Работая дома, обучающиеся не только закрепляют полученные на уроках знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
В школьной практике используют следующие виды домашней работы:
Индивидуальная;
Групповая;
Творческая;
Дифференцированная;
Одна на весь класс;
Составление домашней работы для соседа по парте.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Домашние задания, которые подготавливают обучающихся к работе на следующем уроке. Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по произведению; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал (экскурсия в магазин для определения цены того или иного товара; разговор с родителями о скорости, времени и расстоянии), который может быть использован для составления и решения задач на уроке. Прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.
Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно. При выполнении данного вида домашнего задания формируются следующие УУД:
- Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
- Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
- Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- Личностные – способность к самооценке.
В конце хотелось бы сделать вывод, что домашнее задание становиться эффективным если:
- домашнее задание должно соответствовать интересам детей.
- ученику предоставляется выбор в определении домашних заданий.
- домашнее задание соответствует уровню успеваемости учащихся.
- домашнее задание подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
- ученику предоставляется возможность оценивать свою работу.
- домашнее задание помогает преодолевать трудности, возникающие в учебной деятельности ребёнка.