Памятка школьникам. Преодоление страха и паники при возникновении чрезвычайных ситуаций
Те, кто утверждают, что не имеют чувства страха, прежде всего обманывают самих себя. Ощущение страха, появляющееся в момент опасности у человека, – естественное чувство. Это срабатывает инстинкт самосохранения – сигнал тревоги в опасной ситуации. Страх мобилизует физические силы, ускоряет работу мозга, концентрирует внимание, помогает выходить из тупиковой ситуации.
Отсутствие чувства страха в некоторых случаях означает отсутствие воображения и, следовательно, неспособность оценить опасность. Наоборот, те, у кого пылкое воображение, могут часто испытывать это ощущение непропорционально реальной опасности.
На почве страха у людей появляется беспокойство, трепет, слабость, бессилие, неподвижность, возбуждение. Это состояние сопровождается нарушениями вегетативной нервной системы или же истерической реакцией, которая характеризуется неясностью суждений и неспособностью к действиям. Отсутствие ясности в оценке ситуации влечет за собой состояние безвыходности и отказ от сопротивления. Человек, охваченный паникой, может быстро вовлечь в подобное состояние и окружающих.
Подобное поведение лишено какого-либо здравого смысла. Это чистый инстинкт, характеризующийся криком: "Спасайся, кто может!"
Люди, охваченные паникой, полностью теряют индивидуальные достоинства и становятся частью разрушительной массы, неспособной контролировать свои действия. Толпа, действующая вслепую, может увеличить опасность. Отсутствие представления о реальной опасности неоднократно приводило к необдуманным действиям, таким, как прыжки из окон верхних этажей. В те моменты это казалось менее мучительным, чем ожидание помощи или поиск другого способа спасения.
Противодействовать панике чрезвычайно трудно. Справиться с этим может человек очень известный и уважаемый, придерживающийся твердой линии поведения, умеющий разговаривать с толпой и внушать уважение.
Средства борьбы с паникой
- Убеждение (если есть время);
- Категорический приказ;
- Объяснение опасности, которая в данный момент несущественна;
- Использование силы и устранение наиболее злобных паникеров.
Остановить толпу, которая впадает в панику, значительно легче, начиная с последних и уменьшая группу, насколько это возможно. Перегораживать дорогу толпе, которая движется, гораздо труднее, так как сзади давят на идущих впереди.Когда страх становится постоянным состоянием, он превращается в подлость.
Преодоление трудностей в борьбе с паникой
- Человек должен верить во что-то высшее, или в себя самого, или в правоту того, что он делает;
- Мотивация собственных поступков должна быть сильным импульсом, который помогает преодолевать трудности;
- Опыт, предыдущие испытания, прожитая жизнь могут придать силы человеку.
Для выживания необходимо быть всегда психологически подготовленным. Такой человек находится в лучших условиях и с ним не случится ничего плохого.
В чрезвычайной обстановке важно, чтобы вы были в состоянии
- Принимать быстрые решения;
- Уметь импровизировать;
- Постоянно и непрерывно контролировать самого себя;
- Уметь различать опасность и распознавать людей;
- Быть независимым и самостоятельным;
- Быть твердым и решительным, когда потребуется, но уметь подчиняться, если необходимо;
- Определять и знать свои возможности и не падать духом;
- В любой ситуации пытаться найти выход.
Никогда не сдавайтесь, ставка очень высока, чтобы в чрезвычайной ситуации уступить жизнь, не испробовав все возможные средства.
Порядок эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций
Большое значение для организованного осуществления эвакуации имеет своевременное оповещение учащихся. В соответствии с заранее разработанными планами оповещение учащихся школы производится руководящим составом учебного заведения по внутренним линиям связи и с помощью других технических и подвижных средств связи (сигнализация).
Услышав сигнал об эвакуации, необходимо преподавателям, находящимся на занятиях в классах,
- прекратить проведение занятия;
- оценить создавшуюся обстановку;
- построить учеников в колонну по одному (по два);
- сосчитать количество учеников перед выходом из класса;
- без лишней суеты вывести учащихся через ближайший запасный выход на улицу;
- отвести учащихся от здания школы в безопасное место, находящееся на расстоянии высоты здания школы;
- ещё раз проверить количество выведенных учащихся (при меньшем количестве принять меры к поиску потерявшихся);
- доложить руководителю учебного заведения о выведенных учащихся;
другим работникам учебного заведения
- остановить проведение всех работ;
- оценить создавшуюся обстановку;
- при необходимости обесточить оборудование;
- без лишней суеты покинуть здание через ближайший запасной выход;
- доложить руководителю учебного заведения о себе и вышедших вместе с вами.
Помните
- Необходимо немедленно пресекать все случаи возникновения паники.
- Пути эвакуации из здания не должны пересекаться.
Место сбора эвакуируемых должно находиться в безопасном месте, на расстоянии не ближе высоты здания учебного заведения.