Программа экспериментальной деятельности: «Патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики».
Современный учебно-воспитательный процесс уже трудно представить без такой его составляющей, как музейная педагогика. (К.Д. Ушинский считал, что педагогика – не наука, искусство.) С 80-х годов с изменением общей концепции общества, стала меняться и образовательная концепция музея, начался процесс формирования новой научной дисциплины – музейной педагогики, находящейся на стыке музееведения, педагогики и психологии. Музей в современном обществе – центр воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
Цели программы:
- Формирование личностных, нравственных и гражданских качеств подростков средствами музейной педагогики.
- Воспитание любви и уважения к своему Отечеству.
- Реализация краеведческого направления деятельности школы как основы для углубления межпредметной интеграции, интеграции учебной и воспитательной работы.
- Систематизация работы учителей школы по развивающим, индивидуальным и авторским программам в рамках осуществления краеведческой деятельности.
- Обеспечение содержательно-деятельностной основы для становления ученических самодеятельных объединений и движений (краеведческого, экологического и т.д.).
- Создание многопрофильного школьного музея нового типа, помогающего совершенствовать обучение по разным дисциплинам, выступающего в качестве воспитательной среды.
- Определение целевых показателей и индикаторов, отражающих стратегию развития школы.
Задачи программы:
- Разработка и внедрение системы творческих учебно-исследовательских «погружений» краеведческого содержания.
- Активизация экскурсионно-исследовательской работы с учащимися.
- Осуществление тематического планирования по учебным дисциплинам, предусматривающего диффузное включение краеведческого материала в изучаемые разделы и темы программ.
- Разработка системы творческих и проблемных заданий по разным учебным дисциплинам, реализующих краеведческое направление работы школы.
- Проведение интегрированных уроков на краеведческом материале.
- Организация руководимых тьюторами групп для учащихся 8-11 классов по проведению исследовательской работы разного профиля в области краеведения.
Пути и методы реализации программы:
- Внутришкольное обобщение опыта инновационной деятельности и его освоение всеми учителями школы (проведение семинаров по обмену опытом, диспутов, создание творческих и экспертных групп педагогов с целью разработки авторских программ)
- Углубление межпредметной интеграции, интеграции учебной и воспитательной работы.
- Обеспечение открытости образовательной деятельности школы в социокультурную среду.
- Тьюториальное руководство самостоятельной учебной деятельностью учащихся.
Ожидаемые результаты внедрения программы:
- Совершенствование содержательного и методического обеспечения образовательного процесса.
- Повышение педагогической эффективности образовательного процесса.
- Трансляция инновационных образовательных результатов в образовательное пространство региона.
- Оценка эффективности реализации программы.
Для выполнения программы центром работы стал Школьный Музей Боевой и Трудовой Славы (свидетельство получено в 2005 году). Сбор материалов музея начат еще в 1946 году. В 1981 году стал филиалом Новочеркасского музея. В настоящее время там работают следующие экспозиции:
- Гражданская война и становление Советской власти в районе;
- Развитие комсомольской и пионерской организации в районе;
- Великая Отечественная война;
- Клуб «Поиск» и Всесоюзное литературно-патриотическое объединение «Шхуна Ровесников».
В 2008-2009 учебном году была разработана программа инновационной деятельности, рассчитанная на 3 года и включающая 3 этапа:
1 этап: оформление материалов по истории школы( к 70-летнему юбилею)
2 этап: оформление экспозиции «От школы Новостройки до МОУ СОШ № 3», оформление стендов «Детское движение в школе», «Развитие спорта и туризма в школе»
3 этап: создание книги об учителях, работавших в школе «Жизнь, отданная детям».
Работа над 1 этапом уже окончена и 1.09.2009 г. открыта экспозиция «От Афгана до Чечни» (о родителях и выпускниках школы); оформлен стенд по истории школы и снят фильм.
В настоящее время завершается написание исследовательской работы по истории детского движения.
Для претворения в жизнь данной программы немаловажное значение имеет:
- Кадровый ресурс (наличие квалифицированных специалистов и их профессиональный уровень).
- Управленческий ресурс (наличие взаимосвязей, нормативных, локальных актов).
- Пространственно-временной ресурс (место и время развертывания деятельности).
Для расширения условий выполнения программы школа заключила договор о сотрудничестве с Районным краеведческим музеем Боевой и Трудовой Славы, музеем локомотивного депо, лицея № 1. Кроме этого, в школе имеется информация о музеях Ростовской области (показать), установлен тесный контакт с Областным центром детского и юношеского туризма.
Для реализации программы патриотического воспитания регулярно организовываются экскурсии:
Волгоград
Новочеркасск
Старочеркасск
Азов
Ростов
Таганрог
Вешенская
Танаис
Петербург
Золотое кольцо
Ведется постоянно поиск новых форм работы:
Экскурсии
Тематические уроки, музейные уроки
Исследовательские работы
Классные часы, беседы, встречи
Виртуальные экскурсии
Работа кружков, клубов.
Таким образом, музей из замкнутого пространства превращается в открытую систему, центр воспитательной работы в школе, ее системообразующий элемент. Музей является постоянно действующей структурой, не имеющей завершения. В настоящее время программа разработана на 3 года. После подведения итогов работы над данной программой и обобщения опыта мы приступим к следующему этапу: созданию многопрофильного музея.