Военно - патриотическое воспитание в МБОУ СОШ № 3 г. Морозовска Ростовской области.
Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель патриотического воспитания МБОУ СОШ № 3 – воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, духовности, формирование у граждан позитивных ценностей и качеств. Основы патриотического воспитания – в преемственности культурно-исторического наследия, уважении к опыту духовных исканий предков, в служении своему Отечеству.
Патриотическое воспитание проводится в соответствии с общешкольным планом работы, в процессе реализации которого решаются следующие задачи:
- создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма;
- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;
- формирование личности гражданина-патриота Родины на основе боевых традиций наших Вооруженных Сил, славного военно-исторического прошлого России, многочисленных примеров мужества и героизма российских воинов, проявленных при защите Отечества;
- способствовать становлению и личностному развитию учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее страны;
- формирование понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в школе можно определить следующие: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, эколого-патриотическое, спортивно-патриотическое.
Для организации и проведения мероприятий по военно-патриотическому направлению воспитательной деятельности используются разнообразные технические средства: компьютер (Доступ в Internet имеется), ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, магнитофон, цифровой фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон, DVD-плеер, микрофоны, ксерокс, сканер, принтер.
Работа по патриотическому воспитанию среди учащихся носит в школе систематический характер. У всех классных руководителей в план воспитательной работы с классом включены мероприятия, направленные на формирование у обучающихся чувства гражданской ответственности, готовности к созиданию на благо Отечества, к его защите. В своей деятельности по патриотическому и гражданскому воспитанию классные руководители используют следующие формы и методы работы: уроки мужества, беседы, викторины, классные часы. В нашей школе есть Музей Боевой и Трудовой Славы. Первое знакомство с музеем начинается в 1 классе с обзорной экскурсии. Школьный стенд Боевой Славы, посвящённый землякам – участникам Великой Отечественной войны, помогает изучать новые понятия: ветераны, подвиг, защитники. Здесь проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганской, лётчиками Морозовского авиационного полка, представителями Совета ветеранов. В музее есть действующая экскурсионная группа, которая выступает перед учащимися школы с беседами, проводит экскурсии по экспозиции музея. Тематика экскурсий и бесед ежегодно обновляется. В конце января и в начале февраля в школьном Музее Боевой и Трудовой Славы традиционно проходят экскурсии посвящённые годовщине Сталинградской битвы и освобождения г. Морозовска. В школьном музее проводятся уроки мужества: "Дети блокадного Ленинграда", «Колокола нашей памяти», литературно-музыкальные композиции «Поклонимся великим тем годам!».
Особое место в работе школьного музея отводится научно-исследовательской работе. По материалам музея учащиеся школы пишут исследовательские работы. Эти работы участвуют во всероссийском конкурсе «Отечество» и региональном ДАНЮИ. Учащиеся занимают призовые места. Кологойда Е. ученица 9 «Б» класса стала победителем муниципального, регионального этапа конкурса «Отечество - 2019», в апреле приняла участие в финале конкурса в г. Москве и стала дипломантом Всероссийского конкурса «Отечество- 2019», заняла 2 место в ДАНЮИ.
Используются разнообразные формы внеклассных и общешкольных мероприятий героико-патриотической направленности. В феврале прошёл месячник героико-патриотической работы насыщенный мероприятиями, встречами, экскурсиями, тематические классные часы «Ветераны в моей семье», в начальной и средней школе смотр – праздник «Смотр строя и песни», среди 8- 11 х классов соревнования «А, ну-ка парни», организованы встречи с участниками Афганской войны.
На протяжении всего учебного года проводятся множество мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне:
- Конкурс чтецов
- Конкурс рисунков «Я только слышал о войне»
- Конкурс патриотической песни «Песни военных лет»
- Праздничный концерт, посвященный Дню Победы
- Школьная акция «Посылка в армию»;
- Смотр строя и песни «Салют Победе!»
- Коллективный просмотр фильмов «По волнам памяти».
- Книжно-иллюстративные выставки: «Писатели и поэты военных лет».
- Акции «Волонтер» (оказание помощи престарелым людям), «Милосердие», «Георгиевская ленточка».
В рамках военно-патриотического воспитания и оборонно-массовой работы обучающиеся школы принимают активное участие в коллективных просмотрах художественных фильмов о Великой Отечественной войне «Сталинград», «Танк» и др.
Школа взаимодействует с районным Советом ветеранов Афганистана, председателем региональной общественной организацией морской пехоты Российской Федерации – Демченко Ю.П.. На одной из последних встреч он презентовал школьному музею журналы «Морской пехотинец» и видеофильм, где рассказывается о выпускнике нашей школы морском пехотинце – Степанове Виталии, погибшем в Чеченской войне и награждённом орденом мужества (посмертно).
Каждый год отмечается 2 февраля - День победы в Сталинградской битве. Этот день отмечается уроком мужества и экскурсией в школьном музее «Морозовск в ходе Сталинградской битвы». Мероприятие начинается с краткого исторического экскурса «Сталинградская битва, её роль и значение в истории сегодня». Наш долг – продолжить дело ветеранов – рассказать посредством искусства, показать с помощью, информационных материалов подрастающему поколению о переломном событии Второй мировой войны – Сталинградской битве с тем, чтобы вызвать патриотические чувства, чувство любви и гордости за свою малую родину.
15 февраля - день вывода войск из Афганистана. В связи с этим ежегодно организуются и проводятся встречи с воинами - интернационалистами. Это не праздник, это день, когда мы можем вспомнить тех, кто не пришел с той длительной войны, отдать дань уважения тем, кто остался жить.
В апреле проводится общешкольный фестиваль инсценированной военной песни «Споемте, друзья!
Осуществляется шефская работа над ветеранами ВОВ, тружениками тыла, ветеранами педагогического труда, ветеранами труда в микрорайонах школы (посильная помощь в благоустройстве территории двора, вскапывание земельного участка).
Ежегодно для обучающихся школы проводятся экскурсии по местам боевой славы и к памятникам жертв фашизма. Ребята побывали в краеведческом музее – заповеднике г. Азова, ст. Тацинская, хуторах Морозовского района. Принимаем участие в торжественном митинге, посвященном годовщине освобождения г. Морозовска.
Учащиеся нашей школы постоянные участники районного конкурса «Гвоздики Отечества». Всех тронуло выступление учащейся 11 класса Ковальсковой А. с песней «Гранитный сын».
Ежегодно 9 мая учащиеся принимают участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк».
В мае 2019 года учащиеся нашей школы Воронова Виктория и Ким Лев стали победителями в военно-историческом квесте «На Берлин!», посвящённом 74 годовщине Великой Победы.