Положение о профильных классах (группах)
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3), Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, Программой развития школы и Уставом школы.
1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность профильных классов (групп) в МБОУ СОШ №3.
1.3. Профильные классы (группы) организуются на третьей ступени общего образования в целях: удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей и интересов учащихся, формирования устойчивого интереса, ориентации на профессии, связанные с учебным предметом, подготовки к обучению в учреждениях профессионального образования.
1.4. Профильные классы (группы) ориентированы на обучение и воспитание граждан, способных к профессиональному самоопределению, готовых к сознательному выбору способа продолжения образования; обеспечивают непрерывность среднего (полного) общего и высшего образования; дают углубленную подготовку по профильным дисциплинам; обеспечивают условия для развития творческого потенциала учащихся; способствуют овладению навыками самостоятельной исследовательской и проектной деятельности.
1.5. Профильные классы (группы) формируются в течение лета (июнь-август) приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета учреждения при условии:
- наличия квалифицированных специалистов (имеющих высшее образование, связанное с профилем обучения, первую или высшую квалификационную категорию, прохождение курсов повышения квалификации по профильному предмету);
- наличия необходимого материально-технического обеспечения учебного процесса по профильным учебным курсам;
- наличия программно-методического обеспечения, в том числе программ элективных курсов, факультативов, групповых и индивидуальных занятий;
- социального запроса на соответствующий профиль обучения.
1.6. Профильные классы (группы) открываются при наличии не менее 8 обучающихся.
1.7. Профильное обучение на старшей ступени общего образования осуществляется через внутришкольную модель.
1.8. Рабочий учебный план школы формируется на основе федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312.
1.9. Рабочие программы по учебным предметам составляются педагогами в соответствии с примерными программами федерального базисного учебного плана и утверждаются на методическом совете.
1.10. Образовательное учреждение несет ответственность перед учащимися, родителями, педагогической общественностью, государством и учредителем за реализацию конституционного права граждан на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям обучающихся, качество обучение, отвечающее требованиям, предъявляемым к профильному обучению.
2. Порядок приема, отчисления, выпуска учащихся из профильных классов (групп).
2.1. В профильные классы (группы) принимаются учащиеся, успешно сдавшие экзамены по программам основного общего образования в формате ОГЭ, прошедшие конкурсный отбор, независимо от их места жительства.
Преимущественным правом поступления в профильные классы пользуются следующие категории обучающихся:
победители по соответствующим профильным предметам районных и областных олимпиад; обладатели похвальной грамоты «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (профильных предметов); выпускники 9-хклассов, получившие аттестат об основном общем образовании особого образца; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
2.2. При поступлении в профильные классы (группы) у обучающихся не должно быть медицинских противопоказаний к занятиям по соответствующей профильной направленности.
2.3. Родители (законные представители) учащихся, поступающих в профильные классы (группы), должны быть ознакомлены с документами, регламентирующими образовательный процесс: Уставом общеобразовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством об аккредитации, положением о профильных классах.
2.4. Комплектование профильных классов (групп) осуществляется на основании письменного заявления выпускников основной общеобразовательной школы, письменно согласованного с родителями (законными представителями) с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации, успеваемости по профильным предметам, рекомендации учителей-предметников, уровня психологической готовности к занятиям, при необходимости, результата накопительной оценки портфолио.
Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение следующие документы:
· заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения (с указанием профиля обучения);
· аттестат об основном общем образовании;
· медицинскую карту;
· материалы, подтверждающие достижения обучающегося по профильным предметам выбранного профиля
Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями) регистрируются через секретариат общеобразовательного учреждения в журнале приема заявлений в 10-й класс.
2.5.Комплектование профильных классов завершается 30 августа. В исключительных случаях осуществляется дополнительный приём в период с 1 по 5 сентября.
2.6.После окончания приёма заявлений зачисление в профильный класс (группу) оформляется приказом руководителя школы не позднее 5 сентября текущего года и доводится до сведения заявителей.
2.7. Число учащихся в классе (группе) не должно превышать 25 человек. При наличии необходимых средств возможно комплектование класса (группы) с меньшей наполняемостью, что определяется уставом образовательного учреждения.
2.8. При наличии свободных мест возможен дополнительный набор обучающихся в классе в начале и в течение учебного года, в соответствии с пп. 2.1 и 2.9 настоящего положения.
2.9. За учащимися профильных классов сохраняется право свободного перехода в другой класс (группу) образовательного учреждения, где обучение ведется по программам, соответствующим федеральным и региональным стандартам. Изменение профильной направленности обучения допускается в период обучения в 10 классе при условии успешного прохождения текущей и промежуточной аттестации по учебным предметам и курсам, входящим в учебный план нового вновь выбранного профиля, и в соответствии с пп. 2.1-2.6 настоящего положения.
2.10. Вопросы приема и отчисления из профильного класса или группы, а также перевода в другой профильный класс (группу) решаются на педагогическом совете образовательного учреждения.
2.11. Отчисление учащихся из профильных классов (групп) возможно:
- по желанию учащихся, их родителей (законных представителей);
- в случае неуспешности обучения по профильным предметам.
2.12. Зачисления или отчисления обучающихся из профильных классов (групп) оформляются приказом директора.
2.13. Учащиеся, не успевающие по профильным дисциплинам, могут быть аттестованы по учебным программам базового уровня содержания, им предоставляется возможность перехода в соответствующий общеобразовательный класс (группу) и получения аттестата о среднем (полном) общем образовании.
3. Содержание и организация образовательного процесса.
3.1. Преподавание профильных предметов (курсов) ведется по программам, разработанным в соответствии с примерными программами Министерства образования и науки РФ.
Программа изучения профильных предметов (курсов) должна гарантировать обучающимся профильный уровень содержания, соответствующий государственному общеобразовательному стандарту по данному предмету.
3.2. Преподавание других учебных предметов в профильном классе ведется по программам, соответствующим базовому уровню содержания на третьей ступени общего образования. Сокращение количества часов на их изучение, обозначенных в базисном учебном плане, не допускается.
3.3. При изучении профильных предметов в учебном плане школы могут быть предусмотрены элективные курсы, факультативные занятия, групповые и индивидуальные занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности по выбору обучающихся (в соответствии с учебным планом) за счет часов вариативной части базисного учебного плана.
Нагрузка обучающихся в классе не должна превышать максимального объема учебной нагрузки, установленной федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, а также требований санитарных норм и правил.
3.4. Для изучения профильных предметов класс (группа) может делиться на подгруппы в пределах выделенных муниципальным органом управления образованием ассигнований.
3.5. Режим занятий обучающихся при профильном обучении определяется учебным планом и расписанием занятий.
3.6. Знания учащихся по учебным предметам профильного типа при проведении в профильном классе промежуточной аттестации оцениваются в соответствии с положением образовательного учреждения о системе оценивания и порядке проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся.
3.7. В целях контроля качества профильного обучения и определения тенденций развития класса (группы) администрацией школы проводятся контрольные срезы знаний, сравнительный анализ результатов обученности в начале и в конце реализации учебной программы.
4. Права и обязанности участников образовательного процесса
4.1. Учащиеся имеют право на:
· выбор не менее двух профильных предметов;
· выбор элективных курсов;
· формирование «портфолио» образовательных достижений;
· переход в другие профильные классы (группы) общеобразовательного учреждения.
4.2. Учащийся обязан:
· не пропускать без уважительной причины учебные занятия;
· посетить в течение года не менее 2 элективных курса;
· по завершению элективных курсов получить зачет.
4.3. Учитель-предметник имеет право на:
· самостоятельный выбор и использование методов и обучения и воспитания, образовательных технологий, соответствующих специфике профильного обучения,
· учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся;
· самостоятельный выбор тематики элективных курсов;
· на повышение квалификации.
4.4. Учитель-предметник обязан:
· разрабатывать рабочие программы по учебным предметам;
· использовать учебные программы по элективным курсам, рекомендованные Министерством образования и науки РФ
5. Управление профильными классами (группами)
5.1 Деятельность профильных классов организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.
5.2.Общее руководство профильным обучением осуществляет один из заместителей директора по учебно-воспитательной работе, назначенный приказом руководителя ОУ.
5.3.Педагогический коллектив для работы в профильных классах формируется из числа высококвалифицированных педагогов школы.
Возможно привлечение преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений, а также учреждений дополнительного образования.
Учителя, классные руководители назначаются в установленном порядке.