Памятка для родителей
«Как помочь детям справиться с горем?»
"Ребенок может пройти через все, если только ему говорят правду и позволяют поделиться с любящими его близкими естественными чувствами, которые люди испытывают, страдая."
Пергаменщик Л.А.
Многие взрослые считают, что афишировать свои чувства не нужно, не правильно, особенно, если это касается болезненных чувств, к которому относится переживание горя.
В течение жизни каждый человек может столкнуться с переживанием горя неоднократно, и поэтому взрослые каким-то образом учатся проживать этот болезненный опыт. Всегда ли легко найти нужные слова поддержки взрослому, если он столкнулся с горем, потерей и утратой? Скорее нет.
А что тогда с детьми? Как сказать о смерти ребенку, что сказать......., а может вообще не говорить? С такими внутренними вопросами может столкнуться родитель.
Почему возникают сомнения?
Во-первых, опыт переживания горя может быть болезненным для самого родителя, он сначала сталкивается со своими чувствами. Поэтому, рассказывая ребенку, родителю точно придется самому еще раз их пережить, а также встретиться с реакциями ребенка, что бывает очень сложно. Часто родители принимают решение просто не говорить или сказать о факте смерти, не уделяя внимания чувствам и переживаниям ребенка.
Во-вторых, что и как правильно сказать, насколько подробно говорить и в каком возрасте стоит начинать?
Здесь у взрослых появляется сложность именно в подборе, как иногда кажется «правильных» слов, которые будут меньше ранить, чтоб ребенок понял, чтоб не расспрашивал.
Дети, как и взрослые, переживают боль и утрату близких людей. Если детям не позволяют нормально горевать или работать со своим горем, то возникает более высокий риск развития проблем и осложнений во время переживания горя и в дальнейшей жизни
Стадии переживания потери, следующие: шок-отрицание-гнев-торг-депрессия-принятие. В реальности они вовсе не обязательно следуют одна за другой в определенном порядке, могут быть «откаты» или «переходы» через стадии, даже в течение дня, а на следующий день все по новой.
Не существует правильного или неправильного способа справляться с горем или «необходимого» периода переживания горя после смерти. Процесс горевания различается у разных детей и изменяется по мере того, как они взрослеют. Детская реакция на смерть зависит от возраста, уровня развития, предыдущего жизненного опыта, культурных или религиозных традиций.
Возрастные особенности восприятия смерти у детей (от 3 до 7 лет).
- не осознают, что смерть - это конец жизни навсегда
- восприятие смерти, как сновидения или путешествия, из которого можно вернуться
|
Как себя ведут
|
Что делать родителю
|
- могут не сразу поверить или не отреагировать на известие о смерти кого-либо;
- могут проявлять чувства и действия характерные более раннему возрасту;
- легкая смена эмоций с переживания горя на другую деятельность, например, к игре или другим занятиям;
- могут задавать вопросы про свою смерть или других близких;
- тема смерти может проявляться в играх, рисунках.
|
- сказать ребенку о случившемся, не на пике своих эмоций, это может быть близкий взрослый человек, который находится в наиболее стабильном состоянии;
- говорить понятными фразами для данного возраста, избегая сложных и абстрактных слов. (Например: «Я хочу сказать новость, ... умер», «У меня есть печальная /грустная новость нашего....не стало. он умер». «Ты знаешь ...долго болел, был старенький, он умер»);
- можно поделиться своими чувствами, что вам грустно, что вы будете скучать, т.к. ребенок видит ваши реакции, даже если вы их не называете;
- сохранять стабильный режим дня, активные игры и другие, обычные для ребенка действия;
- привлекать к какому-либо элементу ритуала прощания (согласно возраста и уровня развития - помочь собрать конфеты/печенье для поминания, выбрать фотографию, которая будет стоять на столе и тд. Для детей от 5 лет, возможны посещения религиозных мест, присутствие при процессах отпевания/захоронения и др). Важно здесь спрашивать у ребенка, где он хочет и готов участвовать и дать возможность выйти в любой момент, не выполняя все правила\традиции. Необходимо, чтобы у ребенка был рядом поддерживающий стабильный взрослый, готовый откликнуться на любую реакцию ребенка;
- давать ребенку четкую и подробную информацию о том, что будет происходить;
- отвечать на вопросы, которые задает ребенок об умершем (согласно возраста и уровня развития, без мелких подробностей и каких-то деталей смерти, особенно шокирующих).
|
Возрастные особенности восприятия смерти у детей (от 7 до 12 лет)
- возникает более реалистичное восприятие смерти
- интерес к подробностям случившегося
|
Как себя ведут
|
Что делать родителю
|
- интересуются подробностями случившегося;
- проявляют «магическое мышление»: «если б я себя хорошо вел, он бы не умер»;
- тема смерти может проявляться в играх, рисунках;
- выражают опасения по поводу своего будущего;
- проявляют агрессию или рискованное поведение.
|
- для детей с 7 до 12 дет действуют те же рекомендации, что и для более младшего возраста, так как дети уже больше могут осознать случившееся, их можно больше привлекать в ритуалы прощания, по их желанию.
|
Возрастные особенности восприятия смерти у детей (от 13 до 18 лет)
- развивается абстрактное мышление
- могут высказывать философские размышления о смысле жизни и смерти
|
Как себя ведут
|
Что делать родителю
|
- горе может проявляться в виде уединения и депрессивных симптомов;
- могут искать помощи не в семье, а у сверстников;
- может проявляться агрессивно-протестная реакция «это не ваше дело»;
- могут быть резкие изменения эмоций/поведения.
|
- подростку нужна поддержка, но не чрезмерная опека;
- будьте готовы к более подробным беседам;
- будьте открыты для него, когда он будет готов говорить;
- давайте ребенку четкую и подробную информацию о том, что будет происходить.
|
Альтернативые варианты прощания
• устроить вечер памяти со специально подобранной музыкой,
песнями, рисунками и пр.;
• посетить место, связанное с воспоминаниями об умершем;
• создать какое-то памятное место по выбору ребенка;
• запустить в небо воздушные шары с письмом умершему (нарисовать рисунок/письмо о том, что происходит в жизни, как ребенок себя чувствует и т.п., прикрепить к воздушному шарику и запустить в небо);
• зажечь свечу и делиться друг с другом воспоминаниями.
ПОМНИТЕ! Для любого возраста детей важно взрослому быть рядом с ним (часто ничего и не нужно говорить, а просто присутствовать или обнять) и не останавливать эмоциональные реакции. Ребенок может плакать, злиться, смеяться. Важно, чтобы эти эмоциональные реакции состоялись.
Телефон для записи на психологическую консультацию -
ГБУ РО ЦППМ и СП 8 (863) 251-14-10