ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Среда, 25.12.2024, 11:19
Приветствую Вас Гость | RSS

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

города Морозовска Ростовской области

Меню сайта
Категории раздела
Мероприятия центра "Точка роста" [0]
Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»
Форма входа

Как помочь детям справиться с горем?

Памятка для родителей

«Как помочь детям справиться с горем?»

"Ребенок может пройти через все, если только ему говорят правду и позволяют поделиться с любящими его близкими естественными чувствами, которые люди испытывают, страдая."

                               Пергаменщик Л.А.

 

Многие взрослые считают, что афишировать свои чувства не нужно, не правильно, особенно, если это касается болезненных чувств, к которому относится переживание горя.

В течение жизни каждый человек может столкнуться с переживанием горя неоднократно, и поэтому взрослые каким-то образом учатся проживать этот болезненный опыт.  Всегда ли легко найти нужные слова поддержки взрослому, если он столкнулся с горем, потерей и утратой? Скорее нет.

А что тогда с детьми? Как сказать о смерти ребенку, что сказать......., а может вообще не говорить? С такими внутренними вопросами может столкнуться родитель. 

Почему возникают сомнения?

         Во-первых, опыт переживания горя может быть болезненным для самого родителя, он сначала сталкивается со своими чувствами.  Поэтому, рассказывая ребенку, родителю точно придется самому еще раз их пережить, а также встретиться с реакциями ребенка, что бывает очень сложно. Часто родители принимают решение просто не говорить или сказать о факте смерти, не уделяя внимания чувствам и переживаниям ребенка.

         Во-вторых, что и как правильно сказать, насколько подробно говорить и в каком возрасте стоит начинать?

        Здесь у взрослых появляется сложность именно в подборе, как иногда кажется «правильных» слов, которые будут меньше ранить, чтоб ребенок понял, чтоб не расспрашивал.

Дети, как и взрослые, переживают боль и утрату близких людей. Если детям не позволяют нормально горевать или работать со своим горем, то возникает более высокий риск развития проблем и осложнений во время переживания горя и в дальнейшей жизни

Стадии переживания потери, следующие: шок-отрицание-гнев-торг-депрессия-принятие. В реальности они вовсе не обязательно следуют одна за другой в определенном порядке, могут быть «откаты» или «переходы» через стадии, даже в течение дня, а на следующий день все по новой.

Не существует правильного или неправильного способа справляться с горем или «необходимого» периода переживания горя после смерти. Процесс горевания различается у разных детей и изменяется по мере того, как они взрослеют. Детская реакция на смерть зависит от возраста, уровня развития, предыдущего жизненного опыта, культурных или религиозных традиций.

 

Возрастные особенности восприятия смерти у детей (от 3 до 7 лет).

 

  • не осознают, что смерть - это конец жизни навсегда
  • восприятие смерти, как сновидения или путешествия, из которого можно вернуться

Как себя ведут

Что делать родителю

  • могут не сразу поверить или не отреагировать на известие о смерти кого-либо;
  • могут проявлять чувства и действия характерные более раннему возрасту;
  • легкая смена эмоций с переживания горя на другую деятельность, например, к игре или другим занятиям;
  • могут задавать вопросы про свою смерть или других близких;
  • тема смерти может проявляться в играх, рисунках.

 

  • сказать ребенку о случившемся, не на пике своих эмоций, это может быть близкий взрослый человек, который находится в наиболее стабильном состоянии;
  • говорить понятными фразами для данного возраста, избегая сложных и абстрактных слов. (Например: «Я хочу сказать новость, ... умер», «У меня есть печальная /грустная новость нашего....не стало. он умер». «Ты знаешь ...долго болел, был старенький, он умер»);
  • можно поделиться своими чувствами, что вам грустно, что вы будете скучать, т.к. ребенок видит ваши реакции, даже если вы их не называете;
  • сохранять стабильный режим дня, активные игры и другие, обычные для ребенка действия;
  • привлекать к какому-либо элементу ритуала прощания (согласно возраста и уровня развития - помочь собрать конфеты/печенье для поминания, выбрать фотографию, которая будет стоять на столе и тд. Для детей от 5 лет, возможны посещения религиозных мест, присутствие при процессах отпевания/захоронения и др). Важно здесь спрашивать у ребенка, где он хочет и готов участвовать и дать возможность выйти в любой момент, не выполняя все правила\традиции. Необходимо, чтобы у ребенка был рядом поддерживающий стабильный взрослый, готовый откликнуться на любую реакцию ребенка;
  • давать ребенку четкую и подробную информацию о том, что будет происходить;
  • отвечать на вопросы, которые задает ребенок об умершем (согласно возраста и уровня развития, без мелких подробностей и каких-то деталей смерти, особенно шокирующих).

 

 

Возрастные особенности восприятия смерти у детей (от 7 до 12 лет)

 

  • возникает более реалистичное восприятие смерти
  • интерес к подробностям случившегося

Как себя ведут

Что делать родителю

  • интересуются подробностями случившегося;
  • проявляют «магическое мышление»: «если б я себя хорошо вел, он бы не умер»;
  • тема смерти может проявляться в играх, рисунках;
  • выражают опасения по поводу своего будущего;
  • проявляют агрессию или рискованное поведение.
  • для детей с 7 до 12 дет действуют те же рекомендации, что и для более младшего возраста, так как дети уже больше могут осознать случившееся, их можно больше привлекать в ритуалы прощания, по их желанию.

Возрастные особенности восприятия смерти у детей (от 13 до 18 лет)

 

  • развивается абстрактное мышление
  • могут высказывать философские размышления о смысле жизни и смерти

Как себя ведут

Что делать родителю

  • горе может проявляться в виде уединения и депрессивных симптомов;
  • могут искать помощи не в семье, а у сверстников;
  • может проявляться агрессивно-протестная реакция «это не ваше дело»;
  • могут быть резкие изменения эмоций/поведения.
  • подростку нужна поддержка, но не чрезмерная опека;
  • будьте готовы к более подробным беседам;
  • будьте открыты для него, когда он будет готов говорить;
  • давайте ребенку четкую и подробную информацию о том, что будет происходить.

 

Альтернативые варианты прощания

• устроить вечер памяти со специально подобранной музыкой,

песнями, рисунками и пр.;

• посетить место, связанное с воспоминаниями об умершем;

• создать какое-то памятное место по выбору ребенка;

• запустить в небо воздушные шары с письмом умершему (нарисовать рисунок/письмо о том, что происходит в жизни, как ребенок себя чувствует и т.п., прикрепить к воздушному шарику и запустить в небо);

• зажечь свечу и делиться друг с другом воспоминаниями.

 

ПОМНИТЕ! Для любого возраста детей важно взрослому быть рядом с ним (часто ничего и не нужно говорить, а просто присутствовать или обнять) и не останавливать эмоциональные реакции. Ребенок может плакать, злиться, смеяться. Важно, чтобы эти эмоциональные реакции состоялись.

 

Телефон для записи на психологическую консультацию -

ГБУ РО ЦППМ и СП 8 (863) 251-14-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До ГИА осталось


Время
Поиск
МБОУ СОШ №3 ВК
Горячее питание
Народный фронт
Всё для победы!
Телефон доверия
Электронная школа
Запись в 1-й класс
Года педагога и наставника
Движение Первых
Профилактика наркомании
Госуслуги
Ваше мнение
Меры поддержки бизнеса в условиях санкций
Сообщи о фактах коррупции
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:
Отправляю сообщение, вы даёте согласие на обработку персональных данных

Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49

Copyright MyCorp © 2024