Положение о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует образовательную, организационно-методическую деятельность Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 (далее - МБОУ CОШ №3), обеспечивающую реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.2. Система образовательной деятельности и процесса обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МБОУ COШ №3 реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительного образования для всех категорий обучающихся независимо от места их проживания, возраста, социального происхождения и состояния здоровья с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации учебного процесса. Местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения учреждения.
1.3. При организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий учреждение руководствуется в своей деятельности следующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 13, ст. 16); - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Уставом учреждения, настоящим положением.
1.4. В настоящем положении используются следующие понятия:
- электронное обучение (далее - ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
- дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;
- формы ДОТ: дистанционные уроки, конкурсы, олимпиады; дистанционное обучение с использованием сети Интернет; видеоконференции; on-line тестирование; видеоуроки; обучение по индивидуальному учебному плану на дому с дистанционной поддержкой; вебинары; skype-общение; облачные сервисы и т.д.
1.5. Организация образовательной деятельности с применением ЭО и ДОТ является одной из форм реализации права человека на образование и получение информации. Это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся изучаемого материала, интерактивное взаимодействие с педагогом, предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков в процессе обучения.
2. Цели и задачи обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
2.1. Основной целью реализации обучения с применением ЭО и ДОТ в учреждении является предоставление возможности получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям обучающихся независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации учебного процесса.
2.2. Обучение с применением ЭО и ДОТ - одна из форм организации учебного процесса, которая направлена на решение следующих задач:
- предоставление равного доступа к полноценному образованию всем категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; обеспечение обучающимся возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории; формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
- развитие профильного образования в рамках МБОУ СОШ №3 на основе использования информационных технологий как комплекса социально-педагогических преобразований;
- создание условий для получения общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
- использование ресурсов сети Интернет для оптимизации учебного процесса;
- вовлечение обучающихся в единое информационно-образовательное пространство.
2.3. Обучение с применением ЭО и ДОТ (дистанционная форма обучения, дистанционный урок) повышает доступность образования, позволяет более широко и полно удовлетворять образовательные запросы граждан. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья использование ЭО и ДО Г улучшает не только условия обучения, но и качество жизни в целом. Дистанционная форма обучения при необходимости может реализовываться комплексно с различными формами получения образования, предусмотренными законом «Об образовании в Российской Федерации».
3. Организация обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
3.1. Образовательный процесс, реализуемый при обучении с применением ЭО и ДОТ. предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса, регулярный контроль и учет знаний учащихся со стороны педагога, ведущего предмет.
3.2. Обучение с применением ЭО и ДОТ может реализовываться для обучающихся МБОУ СОШ №3, желающих обучаться дистанционно; при выборе дисциплин дополнительного образования; необходимости организации индивидуальных занятий детей с ограниченными возможностями здоровья, детей обучающихся на дому по состоянию здоровья или обучающихся, длительно отсутствующих на занятиях по различным уважительным причинам; при обучении обучающихся МБОУ СОШ №3 во время карантина.
3.3. Обучение с использованием ЭО и ДОТ организуется по письменному согласию (заявлению) родителей (законных представителей) обучающихся.
3.4. При организации обучения с применением ЭО и ДОТ используются специализированные ресурсы Интернет, предназначенные для дистанционного обучения, и иные информационные источники Сети (образовательные платформы, электронные библиотеки, справочные ресурсы и т.д.) - в соответствии с целями и задачами изучаемой образовательной программы и возрастными особенностями обучающихся. Кроме образовательных ресурсов Интернет в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, энциклопедические и словарно-справочные материалы и пр. в соответствии с осваиваемой образовательной программой.
3.5. Обучение с применением ЭО и ДОТ может осуществляться как по отдельным учебным предметам и элективным учебным предметам, факультативным курсам, включенным в учебный план школы, так и по всему комплексу предметов учебного плана.
3.6. Для обучающихся 1-11 классов может быть организована дополнительно дистанционная форма обучения с целью углубления знаний по отдельным учебным предметам и элективным учебным курсам на основании запроса обучающихся и их родителей (законных представителей).
3.7. Обучение с применением ЭО и ДОТ может быть организовано в формах чат-занятий, веб- занятий (дистанционные уроки, конференции, семинары, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет), консультаций для индивидуального взаимодействия учителя с обучающимся (могут быть очными (on-line) и заочными (offline)), организацию переписки через электронную почту с целью индивидуального и группового общения и самостоятельного изучения учебного материала.
3.8. Обучение с применением ЭО и ДОТ включает проведение лабораторных, практических занятий, а также текущего контроля через контрольные работы, проектные работы и др. формы.
3.9. Самостоятельное изучение материала обучающимся составляет основу дистанционной формы обучения. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы дистанционного обучения: работа с электронным учебником; просмотр видеоуроков; прослушивание аудиозаписей; компьютерное тестирование; выполнение предложенных учителем заданий, различных видов работ в ходе текущего контроля; изучение печатных и других учебных и методических материалов и др.
3.10. В период дистанционного обучения, в том числе в период длительной болезни, обучающийся имеет возможность получать консультации учителя, учебные и методические материалы по соответствующему учебному предмету через электронную почту, программу Skype, РИС «Электронная школа», и др., используя для этого все возможные каналы выхода в Интернет.
3.11. Результаты учебной деятельности обучающихся, занимающихся в системе дистанционного образования, учитываются в школьной документации в соответствии с рекомендациями по учёту и хранению учебных достижений обучающихся.
4. Основные требования к образовательному ресурсу
4.1. Ресурс дистанционного урока может быть представлен: методически грамотно структурированным учебным материалом, снабженным иллюстрациями, презентациями, теоретическим и практическим материалом, аудио- и видео ресурсами; заданиями для закрепления и контроля знаний, умений, навыков (тесты, практические работы, электронные рабочие тетради); заданиями для проверки усвоения с возможностью самоконтроля; ссылками на электронные образовательные ресурсы, которые ученик должен изучить на этом уроке; дополнительным (занимательным ) материалом к уроку для более глубокого изучения темы; заданиями творческого содержания по созданию обучающимися образовательного продукта; средствами связи с учителем (электронная почта, электронный дневник, образовательные платформы и др.), обеспечивающие возможность задать вопрос учителю, получать от него указания, оперативно выполнить самопроверку. Дистанционный урок может быть проведен в форме конференции с несколькими учениками одновременно (Skype niiHWhatsApp, др.). Большое внимание при подготовке ресурса должно уделяться оформлению, которое служит наилучшему усвоению материала, предполагаются игровые и занимательные моменты, позволяющие разнообразить характер деятельности младших школьников.
4.2. Образовательные ресурсы дистанционного урока могут быть представлены в виде: текстовых документов (doc, PDF) презентаций PowerPoint в демонстрационной версии, аудио- и видеофрагментов, интерактивных карт, интерактивных заданий, тестовых заданий, электронных рабочих тетрадей, Flash-анимаций и др..
4.3. Тесты могут иметь различную структуру: в виде множественного выбора, с ответом в краткой форме, на установление соответствий и др.
5. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся в дистанционном режиме
5.1. Текущий контроль, промежуточная аттестация обучающихся в дистанционном режиме проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №3.
5.2. Результаты обучения обучающихся, перечень изученных тем, текущий контроль знаний обучающихся в процессе освоения учебных предметов (изученных тем) фиксируются в классных журналах.
6. Техническое обеспечение организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
6.1. Учебный процесс при организации образовательной деятельности с применением ЭО и ДОТ обеспечивается в учреждении следующими техническими средствами: компьютерными классами, оснащенными персональными компьютерами, web-камерами, микрофонами и проекционной аппаратурой; автоматизированным рабочим местом учителя в учебных кабинетах; программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса; локальной сетью с выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.
6.2. Обучающиеся дома должны иметь: персональный компьютер или любое другое мобильное устройство, в т.ч. с возможностью воспроизведения звука и видео; стабильный канал подключения к Интернет.