Разработка открытого занятия по элективному курсу «История Донского края». 7 класс.
Тема « Казачьи городки».
Цель: познакомить учащихся с особенностями казачьих городков XVII века.
Задачи:
Образовательная:
• на основании исторического материала подвести учащихся к выводу о влиянии образа жизни донских казаков на особенности их поселений;
Развивающая:
• продолжить работу над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
• развивать творческие способности, художественный вкус детей.
развивать навыки самостоятельной работы; устной речи учащихся.
Воспитательная:
• прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине;
• воспитывать гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины.
Форма занятия – путешествие.
Оснащение урока:
-
карта Ростовской области;
-
карта Области войска Донского;
-
презентация;
-
компьютер, диапроектор;
-
учебник Н.В.Самарина, О.Г.Витюк. «История Донского края XVII -XIX века». 7-8 класс. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 20012.
-
Актуализация изученного ранее.
- Итак мы продолжаем разговор о казачестве. И для поднятия боевого настроения на уроке начнём с казачьей песни. Внимательно вслушайтесь в следующие слова.
Звучит казачья песня.
- Какими качествами обладали казаки?
- Созвучны с песней и слова И.А.Мордовиной:
«А на Диком поле жизнь – приволье.
Можно сколько хочешь там гулять.
Бывшим подневольникам – раздолье,
Чтобы заново свой в жизни путь начать…»
- Что отражают эти слова? – (своеобразие казачьей жизни. Здесь беглые становились людьми вольными, создавали свою культуру).
- О культуре казачества мы продолжаем говорить на сегодняшнем занятии.
Работа с интерактивной доской
- Рассмотрите рисунки и соотнесите рисунок с понятием. Какое из этих понятий относится к теме нашего прошлого урока? Что вы можете рассказать о военном искусстве казаков?
Рассказ уч-ся домашнего материала.
- Большим помощником, другом в бою для казака являлся конь.
- Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.
Сценка Н. Краснова «Ты не казак!»
Участвует два ученика.
1-й казак. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?
2-й казак. - Ну, кажи, кажи. Послухаемо.
1-й казак. - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.
2-й казак. - Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?
1-й казак. - Ведьмак жил у нас в деревне…
2-казак. - Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, шо боится, а потому, шо доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шо робить. Ты не казак!
II. Работа над новой темой.
- Да, трудной была жизнь казаков, и эти условия наложили свой отпечаток на культуру казачества – быт, устройство поселений, жилищ, обычаи и обряды.
В ковылях средь серебряной рани,
В цветущей душистой степи
Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.
- Как вы думаете, что будет являться темой сегодняшнего занятия?
- Жизнь в условиях постоянной военной опасности способствовала появлению особого типа укреплённых поселений – казачьих городков.
1. Постановка цели и задач урока:
Совершим с помощью репродукций, фотографий, воображения, мысленное путешествие по казачьим городкам, и познакомиться с их особенностями. В конце урока вы должны ответить на вопросы:
- Что повлияло на расположение и внешний облик казачьих городков?
- Куда в конце 17 века исчезли городки?
2. Казачьи городки.
Основными местами "жительства" у ранних донских казаков были сравнительно небольшие укрепленные поселения, называвшиеся городками. Исследователи относят городки к выдающимся, оригинальным достижениям материальной культуры казаков. Если учесть, что казаки жили на южных рубежах России и городки были укреплёнными поселениями, предположите какие места выбирались для их строительства.
Высказывания уч-ся.
"Городки, все без исключения стояли при больших реках: Доне, Донце и Медведице. В большинстве своем они были построены на речных островах. Остальные располагались на берегах рек, в низких местах, поблизости от воды. В этом отношении типичным являлось расположение войсковых центров—Раздорского, Монастырского и Черкасска.
Городки окружались деревянно-земляной стеной или плетнями в два ряда, между которыми засыпалась и утрамбовывалась земля. Из городков были сделаны подкопы (для внезапных подрывных действий). Городок имел 4-х угольную или овальную форму. Вокруг него выкапывали ров и насыпали земляной вал, который укрепляли сухим терновником. На стенах стояли небольшие пушки. Внутри располагались землянки и бревенчатые избы, в которых жили казаки.
В центре поселения находилась площадь (майдан) с часовней, а позднее с церковью. Вокруг размещались жилища. На первых порах в казачьих городках поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.
- Совершим путешествие по городкам - первым столицам Войска Донского. Помогут нам наши экскурсоводы. А вы заполните таблицу «Донские казачьи столицы» по их рассказу:
Хронологические рамки |
Столица |
|
|
3. Рассказ уч-ся о городках по слайдам презентации.
Дополнения учителя по городкам
Раздорский городок в XVI – XVII веках.
От месторасположения городка, происходит и его название: среди различных значений слова «раздор» (легенды рассказывают о братьях атаманах, не поделивших турчанку-полонянку или о том, что между казаками и турками, татарами были постоянные ссоры-раздоры) в словаре В.И.Даля имеется и топографический, означающий разделение реки на протоки, разбитое на рукава устье, дельту[3]. Именно таковой и является дельта реки Северский Донец.
Монастырский городок.
Предположение, что знаменитый Монастырский городок, первоначально был местом поселения одиноких, состарившихся казаков, “дававших особенные обеты за одоление врагов ходить в монастыри для поклонения святым угодникам”. Он отмечал, что это были люди, обладавшие особой отвагой, так как Монастырский городок располагался на самой границе с Турцией.
В день Покрова Пресвятой Богородицы (1-го октября по ст. ст.) на Монастырском урочище, при большом стечения Казаков со всего Дона совершалась торжественная Войсковая панихида, устраивались парады с орудийными салютами, спортивными состязаниями и всеобщей поминальной трапезой. В 1942 г., во время окупации Дона Германской армией в этом традиционном торжестве приняли участие и немецкие офицеры. Один из них генерал Китель, отдав честь казачьей могиле, возложил на нее огромные венки из живых цветов.
- После перенесения столицы донских казаков в Новый Черкасск, прежний
городок стал именоваться Старочеркасском. Сегодня это станица
Старочеркасская. Предлагаю посмотреть, как она выглядит сегодня.
Фильм
- Посмотрите на диаграмму, проанализируйте как изменяется количество городков в 17 веке?
- Жизнь на Дону была очень тревожной. Не раз налетали тучей враги. Поэтому первоначально казаки не заботились о красоте своих жилищ. Жили в землянках избах. "Пускай,– говорили они, — пламя набегов сожжет городки наши — через неделю... городок готов; скорее враг устанет сожигать наши жилища, нежели мы возобновлять их". Но жизнь меняется и жилища становятся удобными, нарядными, добротными. В конце XVII — первой четверти XVIII в. городки на Дону и его притоках постепенно получают наименования станиц. Так как "укрепления (стены городков) по утверждении безопасности сделались ненужными, главное же место, в коем находилось начальство войсковое, приняло название города".
- А теперь заглянем в жилище казаков. Поможет нам в этом наш экскурсовод.
4. Жилища казаков.
Ученик: - Жилище казака называлось «курень». Слово «курень» происходит от монгольского хурээн, что значит лагерь, стан, пастбище в форме круга. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом, поэтому он так и выглядел. Казачий курень - двухэтажный. У зажиточных казаков появились 2-х этажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). Это спасало от разливов рек.
Зайдём во внутрь куреня. В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца.
В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью.
Главное помещение в казачьем курене - «зало», всегда готовое к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах. Это был святой угол. В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.
В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.
- На место строительства куреня бросали клочки шерсти домашних животных, перья - "чтобы всё водилось."
III. Итог урока.
- О культуре казачества можно говорить много. Мы рассмотрели сегодня лишь особенности поселений. Давайте вернёмся к нашим вопросам.
- Что повлияло на расположение и внешний облик казачьих городков?
- Куда в конце 17 века исчезли городки?
- Какие городки были первыми столицами донского казачества?
- Кто знает, куда была перенесена столица? Кто её основал?
Работа с понятиями. Составим словарь донских названий. (Последний слайд)
Ведь не дань капризной моде
Предков знать на 300 лет.
Нет без прошлого сегодня,
Без него и завтра нет!
Песня «Живите здорово»