Учебный план по реализации АОП для детей с интеллектуальными нарушениями
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
"Обсужден и рекомендован к утверждению педагогическим советом"
Протокол №1 от 30.08.2020г
|
"УТВЕРЖДАЮ"
Директор МБОУ СОШ №3
___________________Е.П. Васютина
Приказ № от 30.08.2020г |
Учебный план
по реализации адаптированной образовательной программы для детей с интеллектуальными нарушениями
2020- 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план для обучающихся разработан на основе требований следующих нормативных документов:
§ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
§ Приказа Минобрнауки России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
§ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
§ Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
§ Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
§ Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. № 19-255 «О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях);
§ Письма Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально - трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.
В II - IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
В V - IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
В I - IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально - трудовое обучение. В V класс введено природоведение, VIII - IX классы - обществознание. В V - IX классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии.
К коррекционным занятиям в младших (II - IV) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (V - IX) классах - социально - бытовая ориентировка (СБО).
Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) занятия с психологом.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими в ОО.
Режим обучения – 5-дневная учебная неделя.
Продолжительность урока во II - IX классах - 40 мин.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по психологии отводятся часы в первую половину дня. Их продолжительность 15 - 25 мин.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Содержание основных общеобразовательных предметов значительно упрощается и адаптируется к познавательным возможностям обучающихся.
Предметы «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи» построены на принципах как орфографического, так и коммуникативного подхода, который направлен, прежде всего, на преодоление характерного для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья речевого негативизма, развитие контекстной устной и письменной речи, где орфографические правила и грамматические понятия обеспечивают самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме. Расширение разговорной, литературной, деловой, книжной лексики на уроках чтения, письма и развития речи позволяет преодолеть стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.
Предмет «Математика» представлен элементарной математикой и в её структуре - геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений по ведению домашнего хозяйства, в доступной профессиональной деятельности.
Предмет «История Отечества» изучается в 7-9 классах по 2 часа в неделю, и предмет «Обществознание» в 8-9 классе 1 час в неделю. Изучение данных предметов строится на принципах социокультурного развития и способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств при изучении самых значительных исторических событий в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времён до новейшей истории, включая знания об истории и культуре родного края, а также формированию простейших обществоведческих представлений: о религиях, видах и структуре государственной власти, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества.
Предметы «Природоведение» (в 5 классах), «Биология» (в 6-9 классах по 2 часа в неделю) и «География» (в 6-9 классах по 2 часа в неделю) помогают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья приблизиться к осмыслению единства свойств неживой и живой природы, формируют у них практические навыки взаимодействия с объектами природы, её явлениями. Элементарный курс физической географии на основе межпредметных связей позволяет сформировать доступные представления о физической, социально-экономической географии, природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на Земле. Особое место отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-этическому воспитанию.
Предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка и пение» изучаются в 2-7 классах по 1 часу в неделю. Главной целью этих уроков является коррекция недостатков познавательного развития, развитие эстетических чувств, ознакомление с лучшими образцами изобразительного и музыкального искусств, формирование художественного вкуса и музыкальной культуры, развитие творческих возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет «Физическая культура» проводится в 2-9 классах по 2 часа в неделю. Уроки направлены на коррекцию психофизического развития учащихся, выполняют общеразвивающую функцию, решают задачи укрепления здоровья, повышения работоспособности. Особый подход предусмотрен по отношению к детям с текущими соматическими и психоневрологическими заболеваниями.
«Трудовая подготовка» включает трудовое обучение. Главной задачей трудового обучения является формирование потребности в труде, положительной мотивации к трудовой деятельности, формирование обще-трудовых умений, профориентация. Во 2-4 классах на трудовое обучение отводится по 2ч в неделю. В 5-9 классах трудовое обучение преобразуется в профессионально-трудовое обучение, в ходе которого обучающиеся приобретают соответствующие их психофизическим возможностям навыки по различным профилям труда, изучают «Столярное дело».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в начальной школе осуществляется на уроках чтения и на занятиях по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности за счет изучения соответствующей тематики.
Предметы коррекционной подготовки «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Ритмика» во 2-4 классах и «Социально-бытовая ориентировка» в 5-9 классах направлены на коррекцию речевых нарушений учащихся, на расширение их представлений о предметах и явлениях окружающего мира и максимально возможную социально-бытовую адаптацию.
Школьный компонент при пятидневной учебной неделе отсутствует.
Учебный план школы для обучения по специальным (коррекционным) образовательным программам VIII вида предусматривает выполнение всех компонентов в полном объёме и предполагает создание условий каждому ученику для успешной социализации и адаптации в обществе, овладение основами профессии. В учебном плане заложены возможности для создания средствами образования коррекционно-развивающей среды, индивидуализации образовательного процесса, поддержки социального развития каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Содержательная часть учебного плана подкреплена кадровым и методическим обеспечением.
Учебные предметы/классы |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
Чтение и развитие речи |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Письмо и развитие речи/ Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
Математика |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
Природоведение |
|
|
|
2 |
|
|
Биология |
|
|
|
|
2 |
2 |
География |
|
|
|
|
2 |
2 |
История Отечества |
|
|
|
|
2 |
2 |
Обществознание |
|
|
|
|
|
1 |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Музыка, пение |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Трудовое обучение |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
Профессионально-трудовое обучение |
|
|
|
6 |
8 |
10 |
Коррекционная подготовка: |
|
|
|
|
|
|
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
1 |
1 |
2 |
|
|
|
Ритмика |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
Социально-бытовая ориентировка |
|
|
|
2 |
2 |
2 |
Аудиторная учебная нагрузка обучающегося при 5-дневной учебной неделе |
23 |
23 |
23 |
28 |
30 |
30 |
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия: |
|
|
|
|
|
|
- занятия с психологом |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Общее количество часов |
25 |
25 |
25 |
29 |
32 |
32 |
Промежуточная аттестация включает в себя:
- проверку техники чтения: 2-9 классы;
- диктант (списывание) с грамматическим заданием по русскому языку в 2 - 9 классах;
- контрольную работу по математике в 1 -9 классах;
По остальным предметам решение о формах проведения годовой аттестации принимается учителем самостоятельно. К ним также относятся тестирование, наблюдение, собеседования, диагностические задания, нестандартные формы подведения итогов.
|